Характеристика этапа сбора информации при ведении научно-исследовательской работы

В. Н. Клещев

Анализ состояния вопроса, интересующего исследователя, начинается с изучения соответствующих литературных данных. С этой целью удобно пользоваться тематическими и алфавитными каталогами, облегчающими поиск необходимой литературы. Работа над изучением литературных источников заканчивается анализом полученных сведений и составлением библиографии или списка использованной литературы. Таков, вкратце, этап изучения вопроса на основании имеющейся в печати информации.

Значительный материал для исследователя дает изучение опыта практической работы тренера, спортсмена. С этой целью могут собираться, анализироваться, обобщаться такие документальные данные, как индивидуальные планы, дневники тренировок, различного рода анкеты и опросные листы, протоколы и отчеты по соревнованиям. Широко используются интервью со спортсменами и тренерами на интересующую исследователя тему. Например, при изучении практического опыта подготовки спортсменов к соревнованиям собирались данные (опрос) о том, за сколько дней перед соревнованием прекращает тренироваться спортсмен, и прекращает ли. Каково содержание работы и отдыха в этот период, и какой отдых предпочитает спортсмен (прогулки, чтение литературы, кино и др.)? Что он делает перед боем, накануне боя? Подобная информация затем использовалась при подготовке к соревнованиям в условиях учебно-тренировочного сбора с целью осуществления принципа индивидуального подхода.

Было выяснено, что одни спортсмены уже за неделю до соревнований практически прекращают тренировки, стараются больше быть наедине с самими собой, избегают возможных воздействий со стороны носителей неблагоприятной информации, настраиваются на бои и накапливают соответствующий запас физических и душевных сил. Другие предпочитают тренироваться до самого начала соревнований и продолжают тренироваться в свободные от боев дни. Подобные данные могут иметь существенное влияние на организацию подготовки и использоваться в качестве информации к оптимизации тренировочного процесса. В качестве данных относительно построения подготовки, изучения положительного и отрицательного опыта собирается информация об объеме проделанной работы, ее интенсивности, содержания, реакциях на нагрузку и др.

Важнейшим методом сбора научного материала является метод наблюдения. Применяя этот метод, необходимо сохранить естественность обстановки, стараясь фактом своего присутствия или наблюдения как можно меньше влиять на условия, типичные для наблюдаемого явления. Так можно обеспечить большую чистоту и достоверность получаемых результатов, неискаженность получаемых сведений. С целью фиксации итогов наблюдения можно использовать специальную аппаратуру (видеомагнитофон, самописец, секундомер и др.). Интересующие исследователя параметры фиксируются в протоколах наблюдений.

В практике исследовательской работы широко применяется также метод эксперимента. Он представляет собой сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Различают эксперимент естественный, модельный и лабораторный. Для естественного эксперимента характерно то, что показатели фиксируются в естественных условиях. Например, перед началом тренировки, не нарушая обычного ее хода, фиксируются особенности поведения тех или иных спортсменов.

При модельном эксперименте изучают степень и особенности влияния какого-либо из факторов на результаты спортсмена, его состояние, проявления тех или иных свойств и качеств. Например, сообщение информации определенного содержания перед тренировкой может существенно повысить мобилизацию спортсмена на решение задач данной тренировки, что может быть зафиксировано в соответствующих изменениях в физическом состоянии, активности и настроении. Таким образом, создаются специальные условия (сообщение соответствующей информации) и фиксируются результаты влияния этих условий на определенные показатели.

В лабораторном эксперименте создаются условия, отличные от обычных, естественных, устраняются по возможности влияния побочных факторов на результат эксперимента. Например, изучение особенностей ригидности - пластичности психических процессов посредством метода фиксированной установки у кикбоксеров - проводится в условиях отсутствия помех (шум, наличие других людей и др.). Для лабораторного эксперимента характерна стандартизация условий его проведения. В ряде случаев измерения определенных параметров проводятся лишь в определенное время суток.

Особо следует остановиться на педагогическом эксперименте. Это одна из важнейших составляющих серьезных научных изысканий. Для педагогического эксперимента характерна специальная постановка работы с целью выяснения эффективности, степени влияния тех или иных новых методов, форм работы, являющихся результатом научного исследования. Соответственно, исследователь формирует группу спортсменов, тренирующихся по новой, экспериментальной программе (экспериментальная группа), и группу спортсменов, тренирующихся по общепринятой программе или методике. Эта группа является контрольной. По прошествии определенного времени, необходимого для достаточно четкого проявления результатов работы по новой методике, сравниваются достижения представителей экспериментальной группы.

Если в этой группе зарегистрированы более значимые изменения тех показателей, которые подвергались эксперименту (согласно новому методу), то новый метод может считаться в отношении этих показателей более эффективным по сравнению с традиционным. Если разница в регистрируемых показателях незначительна, то более правомочен вывод об отсутствии преимуществ нового метода подготовки. Значит, получен не более эффективный по сравнению с существующим метод, а лишь еще один, не дающий существенных преимуществ по сравнению с другими. Чтобы результаты опытной проверки были более достоверными, контрольная и экспериментальная группы должны быть уравнены в отношении исходных данных и тех факторов, которые могут существенно повлиять на результаты испытуемых.

С целью получения фактического материала в практике ведения научной работы широко применяется метод тестов. Тестирование применяется при изучении известных уже параметров (например, психологических) человека. Посредством тестирования устанавливают степень выраженности этих особенностей, степень их проявления, различие между индивидами или между реакциями одного индивида в разных условиях. В научно-практической работе тестирование широко используется как средство отбора, прогноза успешности или особенностей поведения человека с целью консультирования, содействия самопознанию и самосознанию личностью своих особенностей. Тесты также являются важнейшим средством проведения фундаментальных исследований. Данные тестирования могут дополняться посредством интервью испытуемого. Применяемый тест должен быть стандартизирован, чтобы поставить испытуемых при тестировании в одинаковые условия.

При отработке собранного исследователем экспериментального материала широко применяются математико-статистические методы. Они позволяют более компактно и наглядно представить закономерности, связывающие между собой различные показатели, явления, стороны, изучить структуру того или иного свойства. С этой целью применяется расчет среднего арифметического значения признака, стандартного отклонения, коэффициента вариации. Широко применяются критерии оценки достоверности различий (параметрические и непараметрические), оценка степени тесноты и знака связи между попарно взятыми признаками с помощью расчета коэффициентов корреляции. В научных исследованиях используются и более сложные методы: метод корреляционных плеяд, факторный анализ, метод распознавания образов и т.д.

Выбор методов математической обработки данных во многом зависит от задач исследования, особенностей собранного массива данных, возможностей исследователя, уровня его знаний и представляет собой продолжение творческого процесса научного поиска.

Полученные в результате исследования данные принято представлять в виде таблиц, графиков, гистограмм, схем и т.д., облегчающих восприятие материала и наглядно демонстрирующих полученные зависимости. Эти зависимости, данные, связи между событиями, а также их значения должны быть проанализированы, сравнены с имеющимися знаниями, обсуждены с разных сторон, оценены, и результатом этой работы должны стать выводы и вытекающие из них практические рекомендации.

 


Copyright © 2008 – 2024. Региональная Омская Спортивная Федерация Кикбоксинга. All rights reserved.
Design by Sergey Sosedov